Без рубрики,  Вторые блюда

Авторская статья: Крамольные мысли об одарённых детях.

,

Субъективная, авторская статья от первого лица. Об одарённых детях

Скажу сразу, словосочетание «одарённые дети» повергает меня в ужас. Моментально в воображении возникает ребёнок Моцарт, совершенно лишённый детства: папаша Леопольд таскал его по всей Европе и зарабатывал на нём деньги. Маленький гений писал, писал, играл, играл. Или вспоминаются спортивные вундеркинды с их немыслимыми для такого возраста рекордами, или маленькие математики. Родители сутки напролёт не сводят с них глаз, лишь бы чадо не подвело, не порушило репутацию.

А ребёнок должен за всё своё детство хотя бы пару раз порвать штаны, перелезть через забор, положить монетку на железнодорожные пути под колёса летящей издали электрички, у него должны быть фантазии, под кроватью должна жить Бабайка, мальчик должен дёрнуть девочку за косичку, девочка обязана показать мальчику язык. Словом, у ребёнка должно быть детство!

Но если подойти к вопросу с немного другой стороны? Давайте считать, что неодарённых детей не бывает. (Гениев мы в расчёт не берём.) Каждый ребёнок одарён. Нужно только угадать, в чём одарённость его заключается. Детская непосредственность, наив, бесконечные вопросы о том или об этом, любопытство колоссальных размеров – кто из родителей не наблюдает этого?

Рисунки, в которых трудно узнать знакомые предметы, — но зато как ярки рассказы ребёнка о том, что он нарисовал. «Это кто?» — «Кошечка.» — «А где же тут кошечка?» — «Она кушать побежала. У неё котятки плачут…» И пошло-поехало, и возникает умопомрачительная история о кошке, которая и по небу летала, и девочка знакомая у неё была, и вообще – любой писатель-фантаст позавидует. Кто из взрослых способен вот так, с ходу, придумать и убедительнейшим образом рассказать историю? Не талант, скажете?

Угадать, кем станет ребёнок, как сложится его жизнь, когда он вырастет, невозможно. Все родители сходятся в одном: они жаждут видеть своё чадо гораздо счастливее, нежели они сами, удачливее, нежели они сами, успешнее, нежели они сами. Зачастую это желание превращается в манию, и тогда жизнь дитя превращается в кромешный ад.

Фразу «Ты мне потом спасибо скажешь!» малыш начинает тихо ненавидеть, а ведь он всего-то попал в ноты, когда пел песенку, или ритмично рассказал стишок с табуретки в присутствии огромного количества родни. «У малыша слух! А значит, голос!» — ребёнка подмышку, и уже стоят в очереди к профессору-вокалисту. Или забивают голову малыша кучей стихов; «Как же! Такая память, такое чувство ритма!».

Родители, милые! Талант насилия не терпит!

Конечно, ничего плохого в том, что ребёнок будет уметь петь или память у него действительно разовьётся и чувство ритма будет острым, нет. Но уверены ли вы, что именно вокал, к примеру, станет для вашего чада тем пресловутым Эльдорадо, о котором вы грезили сами для себя? Дети – существа увлекающиеся. Сегодня они увлечены одним, завтра их внимание погружено в совсем другое. Не забывайте, ребёнок мир познаёт и себя в этом мире. Что-то ему интересно, что-то непонятно, чего-то он боится. Разгадать его предназначение в возрасте 4-6 лет крайне трудно. Всему своё время. Дайте ребёнку возможность самому понять, к чему его тянет.

Я отлично представляю, что мне могут возразить в ответ, множество вариантов ваших ответов. Но сути это не меняет: только ваше исключительное (но ни в коем случае не навязчивое) внимание к вашему ребёнку подскажет вам момент для определения и направление развития дара, которым наградило ваше чадо небо. Дар, талант, способности – называйте, как хотите – имеют свойство проявляться, когда им заблагорассудится. Будьте же терпеливы, мамы с папами. Сейчас я скажу о самом невозможном: у вас с ребёнком должна возникнуть самая высокая степень доверия друг к другу. Даже в самом трудном, «переходном», возрасте. Само собой доверие не возникает, его строят, трудно, скрупулёзно, терпеливо.

Стоп, а причем тут театр?

Хотите вы или не хотите, но, я уверен в этом, театр – то самое место, где увлечения ребёнка могут проявиться, укрепиться, развиться и перерасти в нечто большее. Честное слово, тут возможностей навалом: литература, живопись, танец, вокал, заучивание текстов на память, прикладное искусство, техника, наконец. И для всего нужна фантазия, детская вера в самое необычное и фантастическое. Плюс усидчивость и крайнее трудолюбие, упорство и воля. Плюс жёсткая дисциплина, тренинг и муштра. Словом, все условия для развития гармоничной личности.

Сразу оговорюсь, выявить способности можно не только в театре, но я пишу о том, что знаю, что мне близко, знакомо и понятно. И ещё: подводных камней в нашем деле, как и в любом другом, масса.

Давайте пофантазируем. Вы сводили ребёнка в театр, потом сходили ещё раз. Его эти походы увлекли, он их ждёт. В своей комнате он напевает песенки из спектаклей, играет в их героев, рисует их, придумывает свои версии развития событий. Вы ему подыгрываете.

Наступает момент, когда или вы предлагаете ему, или он сам просит вас пойти в театр, только не смотреть, а поиграть. Вы понимаете, что и возраст уже позволяет, и, в конце концов, ребёнок будет занят и будет в коллективе, и отдаёте его в студию (детский театр, драмкружок). Первые репетиции, первые шаги на сцене, первые аплодисменты. Вот тут и начинают попадаться первые подводные камни.

Станиславский когда-то призывал своих актёров: «Следите за детьми! Сколько увлечённости, сколько веры в их игре! Как они достоверны и правдивы, как убедительны…» Всё это так: дети в игре погружены в обстоятельства, ими придуманные, досконально, но – только до той поры, пока они не осознают, что на них смотрят. Как только они это поняли, их наигрышу позавидует самый разудалый Актёр Актёрыч. Ребёнок начинает играть напоказ. И пропала вся органика, исчезло обаяние, стало неинтересно.

Дети крайне восприимчивы, и, к сожалению, легче всего они вбирают в себя далеко не самое лучшее из окружающего их мира. Театральный коллектив кто-то язвительно, но точно назвал «террариумом единомышленников». Человеку с твёрдым характером там непросто, что уж говорить о ребёнке? Публичность существования на театре заставляет ребёнка искать способы защиты. А дети наблюдательны… И не удивляйтесь потом, откуда ваше дитя набралось такой спеси или так зажалось.

Только ваша поддержка, ваше участие, советы и доверительные разговоры могут удержать мальчишку или девочку от разрушения ещё неустановившегося характера. Сваливать всю ответственность на педагога студии не стоит. Он один, детей много, все разные, в его задачу входит обучение и развитие вашего ребёнка, но при вашем же участии. Без вашей помощи педагог не справится. Нравственные ориентиры, авторитеты, понятия добра и зла, плохого и хорошего, образованность – все эти вещи постигаются ребёнком, когда векторы направлены с двух сторон: со стороны педагога и со стороны родителей.

Чувство меры родителей

Ой, как важно родителям сохранить чувство меры!

Самые страшные и вредные зрители – мамы и папы. Как ни парадоксально, но это так. Для родителей их чадо самое-самое. Понять их можно, но в оценке деятельности своих детей родители часто крайне субъективны и пристрастны. Отсюда вывод: чем культурнее и образованнее родители, тем больше у них шансов вырастить культурного, всесторонне образованного человека.

Не каждому дано играть на сцене. Действительно, игровое начало с возрастом у многих детей куда-то исчезает. Кто-то не может переступить черту и выйти на всеобщее обозрение. Кому-то слон наступил на ухо. Но ведь и не надо каждому выходить на сцену. Откройте глаза: в театре столько профессий! Художники, музыканты, портные, осветители, бутафоры, звукорежиссёры.

А самая главная профессия в театре – зритель! Уметь видеть и слышать, воспринимать и сопереживать, анализировать и делать выводы! Театр, как я уже говорил, даёт повод раскрыться, он, как лакмусовая бумажка, проявляет способности юного человека, открывает пути в большой взрослый мир. И всё это – через игру, через непосредственное участие в коллективном деле.

Весь пафос моих рассуждений сводится к одному: надо верить своим детям, надо верить в своих детей. Ребёнка необходимо слышать. Ребёнка обязательно надо чувствовать.

Само собой, у родителей масса других дел, им, в конце концов, деньги надо зарабатывать, чтобы ребёнка и кормить, и одевать. Но не рассчитывали же вы, мамы и папы, что рождённое вами существо будет молчать, открывать рот лишь тогда, когда его об этом попросят?

Вот тут и вспомнятся вам слова ваших родителей, что дети – это крайне ответственное дело. Основа характера вашего чада закладывается дома. Детский сад, школа, кружки и студии только помогают ему развиться. Но основа – в ваших руках. И право увидеть дар в вашем ребёнке, распознать его – дано вам. Дерзайте!

И помните: неодарённых детей – НЕ БЫВАЕТ.

А как думаете Вы? Пишите свое мнение в комментариях!